400 добровольцев выжили после передозировки ничего

30 января в 10:23 утра по Гринвичу более 400 активистов, прежде всего в Лондоне, но также в других городах Великобритании, Канады, Австралии и США, одновременно приняли чудовищное количество мощных лекарств. Но – спокойно, участники странной акции не боялись умереть от передозировки. Ведь они опрокидывали в рот содержимое пузырьков с гомеопатическими препаратами.

Если спросить людей на улицах, что такое гомеопатия, большинство ответит: «что-то на основе трав» или «это лекарства естественного происхождения» (что отчасти верно). Но совсем немногие могут перечислить все основные постулаты гомеопатии, и не каждый знает, что работоспособность её ни разу не была доказана научно.

На высмеивание основ данного метода лечения и была направлена акция, названная 10:23 Campaign в честь числа Авогадро (6,022 х 1023), то есть количества молекул в моле вещества. Организовало её созданное всего год назад общество скептиков Мерсисайда (Merseyside Skeptics Society).

Среди прочего добровольцы выпивали залпом по 84 таблетки «лекарства» на основе мышьяка. Сторонники гомеопатии верят, что в крошечных дозах это очень опасное вещество способно бороться с пищевым отравлением, депрессией, аллергией и бессонницей. Участники акции же считают, что с лженаучным направлением, берущим истоки (в современном, массовом варианте) в конце XVIII — начале XIX века, надо активно бороться.

В частности, в случае с изготовлением таблеток на основе мышьяка (в качестве «действующего» компонента в них используется оксид мышьяка) яд разводят до концентрации 30C (то есть 1 к 1060).

Это означает, что вероятность попадания в одну таблетку хотя бы одной молекулы (!) данного вещества – исчезающе мала (вспомним про число Авогадро), и даже для сотни таблеток, проглоченных залпом, — она не сильно больше. И притом данный препарат считается одним из пятнадцати наиболее важных средств гомеопатии.

По представлениям изготовителей такого «лекарства», действующее вещество только усиливает свою силу при многократном разведении со встряхиванием (потенцировании). Когда же его концентрация падает фактически до нуля — сила оказывается наибольшей.

А работает, мол, тут пресловутая «память воды», которая принимает на себя что-то вроде информационного отпечатка исходного препарата.

Почему при разведении в «чистой» воде (а в ней всегда найдётся крошечная толика примесей) вода должна «помнить» именно целевое соединение, а не примеси или вообще всё то, что она ранее встречала в канализационных трубах, — не ясно. И почему при перетирании сахара (наполнителя гомеопатических пилюль) не следует в таком случае опасаться попадания следовых количеств материала ступки (а они там обязательно будут) со своей «информацией» — тоже интересный вопрос.

Адепты гомеопатии с радостью объяснят всё это стопкой «научных» и «философских» трудов основоположников, но в современных научных рецензируемых изданиях материалы о «настоящей гомеопатии» искать едва ли следует.

Массам же по большому счёту всё равно: уже два столетия гомеопаты убеждают людей — «оно работает». И на фоне такой обработки недавняя акция скептиков — что гомеопатическая отрезвляющая доза. Вот так, к примеру, проходила акция в Бирмингеме.

Среди лидеров 10:23 Campaign был британский писатель, юморист и ведущий Дэйв Горман (Dave Gorman), ранее, к примеру, уже ставивший эксперимент над астрологией.

В течение 40 дней он дотошно следовал всем советам гороскопов в отношении финансов, поездок, здоровья, общения с людьми (любовь, дружба) и так далее. В результате положение смелого человека ухудшилось буквально «по всем фронтам», но выгоду для себя и для всех Дэйв из эксперимента всё же извлёк: его мучения проходили под оком камеры, так что из опыта получилось отличное телешоу.

Шоу с разоблачениями, кстати, привилегия не только телевидения. В ноябре 2009 года Пол Беннетт (Paul Bennett), управляющий-фармацевт компании Boots (это крупнейшая британская фармацевтическая сеть, продающая товары и за пределами Туманного Альбиона), предсталперед комитетом на науке и технологиям британского парламента, чтобы дать показания в отношении гомеопатических средств.

На вопрос члена парламента «неужели они работают за пределами эффекта плацебо?» Пол заявил: «У меня нет доказательств, что они эффективны, только предположения. Мы будем рады доказательствам, подтверждающим (их работу). Я не могу чётко ответить «да» или «нет» на этот вопрос».

Далее Беннетт обосновывал то, что компания продаёт гомеопатические препараты наряду с обычными лекарствами. На вопрос «Вы продаёте их, но не верите, что они эффективны?» ответ был таков: «Речь идёт о предоставлении потребителям возможности выбора. Большое число наших клиентов действительно считают, что гомеопатия эффективна. И это лицензированные лекарственные средства, потому мы полагаем правильным делать их доступными». — «Но как компания, вы не верите, что они работают?» — «Но мы также и не «не верим». Это вопрос доказательств».

Вот такая скользкая позиция со стороны тех, кто делает на гомеопатии деньги. Притом несколько научных исследований последних лет показали, что эффективность гомеопатии не выходит за рамки эффективности плацебо (об одной такой работе мы рассказывали). А уж плацебо – это такая занятная (и очень мощная) вещь, на работу которой может влиять всё что угодно, хоть ценник на бутылочке с таблетками.

На том же парламентском «расследовании» выступал Роберт Уилсон (Robert Wilson), председатель Британской ассоциации производителей гомеопатических средств (BAHM), утверждавший, что имеется ряд подтверждений работоспособности гомеопатии, в том числе клинические тесты.

Его слова тут же опровергала профессор Джейн Лоуренс (Jayne Lawrence), одна из руководителей Королевского фармацевтического общества Великобритании (The Royal Pharmaceutical Society of Great Britain): «Не существует никакой научной основы для их (гомеопатических препаратов) эффективности».

Поясним, отдельные (и спорные) тесты отдельных препаратов, осторожно заставляющие говорить «а что-то всё-таки в этом есть», не могут переломить общую картину отрицательных серьёзных испытаний гомеопатических средств. Акцентировать внимание на «успешных проверках» — всё равно что из результатов большого опыта аккуратно вымарывать все числа, не подпадающие под облюбованную теорию, и оставлять все те, что свидетельствуют в её пользу.

Сколько копий приходится ломать ради защиты своей точки зрения… Или ради защиты кошелька? И это вместо того чтобы спокойно пойти да получить сразу миллион долларов от фонда Джеймса Рэнди (James Randi Educational Foundation), обещающего выплатить означенную сумму тому, кто в контролируемых условиях (читай — по всем правилам научного метода) продемонстрирует независимым наблюдателям реальность (действенность) какого-либо сверхъестественного или паранормального явления. Гомеопатия, согласно Рэнди, входит в список таких чудес.

Однако кому интересен Рэнди, если, по словам того же Уилсона, только во Франции и Германии рынок гомеопатических препаратов составляет по 400 миллионов евро?

Что до Британии, то, как информирует корреспондент издания New Scientist, здесь на гомеопатию ежегодно тратится по 40 миллионов фунтов стерлингов, из них 4 миллиона — из бюджета национальной системы здравоохранения. Изменит такое положение дел массовая «передозировка» в 10:23? Мы совсем не уверены.

Ссылка на источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *