Представьте, каково это, видеть время. Например, точно рассказать, ГДЕ расположена следующая неделя. Как выглядит дата вашего дня рождения. Или, мысленно осмотрев «шкалу времени», увидеть, не запланировано ли у вас что-нибудь на послезавтра. По данным шотландского психолога Юлии Симнер(Julia Simner), есть причины считать, что многие люди обладают похожими способностями, но далеко не всегда осознают их. Доктор Симнер исследует синестезию, психическое явление, при котором раздражение одних органов чувств создает ощущения и в совершенно другом. Так, некоторые люди способны «слышать» быстро и бесшумно движущиеся объекты, другие видят цвета музыки, и так далее. Считается, что синестезия объясняется наличием аномально большого количества связей между областями чувствительной коры головного мозга, которые отвечают за обработку информации от разных органов чувств.
Один из самых распространенных видов синестезии – связь букв и цифр с определенными зрительными ассоциациями. «Люди с такой синестезией могут с точностью назвать “цвет” любой буквы алфавита, — поясняет Юлия Симнер, — Конкретные цвета у каждого синестетика различаются, но для каждого они остаются всегда одними и теми же… Это кажется им настолько естественным, что многие синестетики вообще не задумываются о том, что в этом есть нечто необычное».
Однако синестетические переживания могут запускаться не только чувственными ощущениями – услышанный звук или увиденная буква – но и чистым мышлением. К этой области относятся очень специфическая форма пространственно-временной синестезии. Такие люди могут пережить ясные зрительные ощущения, думая о времени.
«Мне казалось, что все думают так же, как я, — говорит Холли Браниган (Holly Branigan), коллега Юлии Симнер, которая к тому же является пространственно-временным синестетиком, — и обнаружила собственную особенность, только выслушав доклад, который сделала Юлия в университете. Она сказала, что некоторые синестетики способны увидеть время. “Боже мой, — подумала я, – выходит, я – синестетик”».
Что же в точности видит Холли? «Это как пробегающий трек, — поясняет она, — организованный вокруг академического года в университете. Более краткие концы его – это летние и рождественские каникулы, хотя лето выглядит немного более длинным. Я будто в центре и понемногу разворачиваюсь, по мере того, как год проходит. А когда я думаю о будущем, перспектива смещается».
Сегодня психологи различают, по меньшей мере, 54 видов синестезии, и, по мнению Юлии Симнер, пространственно-временная – одна из самых распространенных. «Поспрашивайте коллег, знакомых, друзей и родню, — и вы наверняка найдете кого-нибудь с такой синестезией», — говорит ученая.
Понятно, что столь необычные проявления привлекли к синестезии серьезное внимание исследователей. Однако явление это столь сложное и разнообразное, что лишь за последние годы было открыто и описано три новых ее вида – в том числе и пространственно-временная. Два других вида синестезии, видимо, гораздо более редки – и куда более странны.
Первая из них – «порядково-лингвистическая персонификация» (ordinal-linguistic personification) – которая заключается в том, что буквы и цифры вызывают стойкие ассоциации с определенным человеком. «К примеру, — поясняет Симнер, — вы знаете, что семерка – это раздраженный муж, который приходит с работы и кричит на свою семью. Или что “четверг” – это молодая женщина, которая очень много времени тратит на домашние заботы, но мечтает вырваться в “большую жизнь”».
Второй вариант – «синестезия зеркального прикосновения» (mirror touch synaesthesia). Она вызывает у человека ощущение прикосновения, когда они видят, что прикасаются к кому-то другому. «Если б я сидела перед вами и почесала нос, вы бы ощутили, будто кто-то чешет ваш нос», — добавляет Симнер. Скорее всего, это проявление связано с повышенной эмпатией, сопереживанием, и это – не единственный эмоционально окрашенный аспект синестезии.
К примеру, вещи и явления, которые соответствуют ассоциациям синестетика, вызывают у них яркие положительные переживания. К примеру, если вы считаете букву А красной, и где-нибудь действительно увидите красную букву А, она вас очень обрадует. Зато зеленая, наоборот, вызовет неприятные ощущения.
«Чтобы определить синестезию в чисто нейрологическом плане, — говорит Юлия Симнер, — то она – лишь предрасположенность к образованию дополнительных связей между некоторыми регионами мозга. И эти связи действительно наблюдаются». Метод томографии («Мозги на просвет») позволяет в реальном времени отслеживать изменение активности отдельных участков мозга, показал, что у синестетиков возбуждение некоторых областей – скажем, ответственной за цветовое и речевое восприятие – происходит синхронно. Ну а еще более современная техника диффузионной МРТ (ДСТ) позволяет, по словам Симнер, «почти что подсчитать число отдельных дополнительных связей».
Некоторые формы синестезии могут и усложнять людям жизнь. Так, один человек с такой особенностью говорит, что если за обедом, поедая сладкий десерт, он слышит слово, которое имеет вкус жареного бекона, это сильно портит ему аппетит. Зато пространственно-временная синестезия оказывается довольно полезной. Вот как говорит о ней Холли Браниган: «Когда мне надо продумать план на будущее, я просто внутренне обозреваю свой мысленный календарь, и сразу вижу возможности, о которых обычные люди и не подозревают».
Еще один аспект синестезии заставил Юлию Симнер всерьез задуматься, нету ли в этом нарушении и определенных преимуществ. Аспект этот – удивительная способность некоторых эрудитов помнить даты и события. На такой случай ученая натолкнулась в статье своих американских коллег, которые исследовали женщину, способную в точности сказать, что именно она делала в любой из дней своей жизни. Скажем, шнурок на какой ноге она завязала первым 3 сентября 1981 года, или утром в прошлый вторник, или что на ней было надето тогда, когда она первый раз в жизни попробовала гамбургер. Именно в этой статье Симнер наткнулась на упоминание о том, что женщина с поразительной памятью «видела» временную шкалу в пространстве.
«Это и натолкнуло меня на мысль, не является ли пространственно-временная синестезия непременным условием подобной феноменальной памяти?» — комментирует ученая. Со своими коллегами она занялась изучением работы памяти у обычных людей и синестетиков. Они разработали серию тестов.
В первом из них от добровольцев требовалось вспомнить события определенного года собственной жизни – всего таких лет давалось по 9. Обычные люди, в общей сложности, вспоминали 39 фактов. А синестетики – вдвое больше. И это лишь средние величины: один из людей с синестезией сумел припомнить 123 события! «Если обычные люди помнят только то, что в 7-летнем возрасте они побывали в Америке, — добавляет Симнер, — то синестетики могут вспомнить название гостиницы и имя ее владельца, и породу его собаки».
Синестетики продемонстрировали лучшие результаты и во второй серии тестов, в которых предлагалось назвать даты крупных событий из области политики и культуры. Скажем, в каком году выпустили из тюрьмы Нельсона Манделу? Когда президент Никсон посетил Китай?
Итак, стало ясно, что пространственно-временная синестезия дает заметное преимущество при запоминании. А на следующем этапе исследования ученые намерены проверить «памятливых эрудитов», чтобы показать, насколько свойственна им эта синестезия. Параллельно пройдут более широкие тесты по определению того, насколько синестезия распространена среди населения. Возможно, разные ее формы свойственны большинству людей.
По публикации BBC News
Ссылка на источник