Знаменитый зоолог, антрополог и публицист Джаред Даймонд смотрит на цивилизации как на тропических птиц. И находит массу совпадений. К изданию его книги «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ» причастны члены клуба «Сноб» Сергей Пархоменко и Дмитрий Зимин
Биологи — это такие сверхуспешные историки. В отличие от историков «обыкновенных» у них в руках твердый понятийный аппарат, теория эволюции и генетика. А эксперименты эволюции тщательно записаны в палеонтологической летописи длиной в сотни миллионов лет. Кроме того, они, как правило, наглые и харизматичные — как знаменитый зоолог Джаред Даймонд.
Изучив, как популяция животных меняет свою среду обитания, Даймонд придумал свою «систему из пяти вопросов». Он считает, что она дает ясный ответ на вопрос, подорвет ли цивилизация в скором будущем свои ресурсы или выживет.
И не важно, что Даймонд путается в фактах (в Гренландии нет никаких кафедральных соборов — только маленькие церквушки). Не беда, что папуасские вожди пытаются отсудить у него и «Нью-Йоркера» 10 миллионов долларов за то, как он описал историю их разборок. Главное — попробовать; ведь такого подхода к истории человеческих сообществ никто еще не применял (кроме, пожалуй, сотрудника зоомузея на Большой Никитской Георгия Любарского; Любарский еще и очень популярный блогер). Получается действительно интересно — такое смешение точной и гуманитарной науки.
Этой осенью Джаред Даймонд особенно популярен в русскоязычном пространстве. Фонд «Династия» оплатил, а издательство Corpus выпустило перевод его книги «Ружья, микробы и сталь» (именно за нее Даймонду дали Пулитцеровскую премию). На нее выходят рецензии, о книге пишут блогеры. Все это замечательно, потому что настоящего нон-фикшна в России как не было, так и нет.
Ссылка на источник