Чем ниже положение в социальной иерархии, тем активней ведут себя гены, отвечающие за иммунитет. А чем выше фоновая активность иммунитета, тем быстрее изнашивается организм.
Прежде всего отметим, что исследование проводили на обезьянах — чтобы не делать необоснованных и далекоидущих выводов. Группа зоологов из Университета Дьюка (США) выбрала 49 самок макак-резусов, которые занимали примерно одинаковое (среднее) положение на социальной лестнице, каждая в своей стае. Социальное положение определялось по тому, какой доступ обезьяна имела к пище (то есть сильно ли её гоняли товарищи) и как часто занималась с другими грумингом (иначе говоря, склонны ли были другие общаться с ней и доверять чистку шерсти).
Затем исследователи распределили обезьян по десяти новым группам, где их социальный статус стал уже другим. Многие пошли на понижение, а это значило, что теперь им приходилось испытывать больший стресс: им не давали спокойно поесть, они чаще получали тычки и подзатыльники и т. д. У каждой обезьяны после смены статуса были взяты образцы крови для генетического анализа. Как пишут исследователи в журнале PNAS, среди более 6 тысяч генов значительные изменения произошли в активности 987. Авторы утверждают, что по профилю генетической активности они могли бы с 80-процентной точностью предсказать социальный статус животного. При этом активность иммунных генов, отвечающих за воспалительную реакцию, с понижением статуса увеличивалась в среднем в два раза.
Иммунитет защищает от инфекций, но его постоянная гиперактивность изнашивает организм, ослабляет его. То есть с понижением социального статуса обезьяны становились более болезненными благодаря собственному же иммунитету. Однако такие изменения вовсе не были постоянными: если у животного снова менялся социальный статус, если обезьяна продвигалась по социальной лестнице, иммунитет успокаивался. Иначе говоря, гены чутко и точно реагировали на подвижки в социальном окружении.
То, что иммунная система может отзываться на такие изменения, было известно на примере насекомых и рыб, но на млекопитающих и тем более на приматах таких экспериментов не проводилось. Полученные результаты любопытным образом сочетаются с данными другого — социологического — исследования, согласно которому низшие госслужащие чаще болеют и раньше умирают, чем их начальство. Если всё-таки позволить себе «далекоидущие и необоснованные выводы», можно сказать, что в ожидании эволюционных социально-политических изменений в обществе следует запастись терпением и таблетками: природа играет на стороне начальства, и смена поколений в руководстве происходит гораздо медленнее, чем среди «народа». Что, впрочем, мы и сами видели на примере «легендарного» геронтологического Политбюро.
Однако нужно заметить, что сами исследователи не проверяли состояние здоровья животных, ограничившись анализом активности генов. В дальнейшем они собираются подтвердить свои результаты уже «медицинскими» данными. Кроме того, учёные намерены усложнить условия эксперимента, увеличив размер социальных групп и добавив к самкам самцов. Так легче будет понять, как ведёт себя иммунитет при действительно сложных социальных перестройках и можно ли эти результаты переносить на человека, который живёт в гораздо более сложной общественной среде.
Подготовлено по материалам Университета Дьюка.
Ссылка на источник