Пока историки бьются над концепцией единого учебника, спорное пособие по биологии переиздают уже в третий раз. Тиражом ни много ни мало 10 тысяч экземпляров! Книгу, в которой смешались в кучу кони, люди и божественный замысел, в Интернете настойчиво рекомендуют для занятий на уроках.
Хищники до грехопадения
Внешне вертьяновский учебник выглядит вполне обычно. Никаких церквей и других религиозных атрибутов на обложке. Но стоит открыть первые страницы, как волосы встают дыбом. Предисловие написано генетиком Юрием Алтуховым. Академик, лауреат, доктор, профессор — солидный человек рекомендует пособие как «первый учебник биологии, не стесненный материалистическими рамками».
Ну а дальше уже авторская каша из митохондрий и атавизмов. Тычиночные цветки названы женскими, пестичные — мужскими. И помнится мне, что брюхоногих моллюсков было куда больше, чем оставшиеся в учебнике два вида. Вымерли, не иначе, с тех пор как я школу окончила… Но больше всего перлов в разделе о происхождении жизни.
Оказывается, вплоть до позапрошлого века биологи-систематики занимались тем, что «пытались увидеть закономерности в плане Творца». В качестве аргументов приводятся отрывки из жизнеописаний святых. Контрольный выстрел — вопросы по итогам раздела:
1. Прокомментируйте закономерности в «родословном древе» эволюции с позиции единого творческого плана сотворения мира.
2. Чем питались хищники до грехопадения первых людей? Сохранились ли в современном мире свидетельства первозданной мирной жизни?
Может, с того момента как я окончила школу, в программе что-то изменилось? В панике звоню брату-выпускнику:
— У тебя же пятерка по биологии! Чем питались хищники до грехопадения?
— Яблоками, наверное. Или друг другом.
В поисках практикующих креационистов*
Уф-ф, паниковать рано. Вертьяновская биология пока имеет статус учебного пособия, а не учебника. То есть в перечень рекомендованных для обучения в школе не входит. Все зависит от педагога: захочет использовать как доплитературу — пожалуйста. Звоню биологу Сергею Циклову, победителю конкурса «Учитель года-2002»:
— Нет ли у вас знакомых креационистов среди учителей?
— Честно говоря, про этот учебник и не слышал, — удивляется педагог. — Но если в нем так преподнесена теория эволюции, я не стал бы рекомендовать его детям. Есть образовательный стандарт, и для учителя это закон. Педагог может где-то сделать оговорку насчет религиозной точки зрения на происхождение человека, но не останавливаться на ней. Я своим ученикам объясняю, что такое мнение существует.
Однако кто-то же пособие использует? В интернет-магазине Троице-Сергиевой лавры (кстати, напечатана книга издательством лавры) в наличии остался только один экземпляр. Цена — 150 рублей…
Мне объясняют: берут все чаще для воскресных школ. То есть с понедельника по пятницу дети учат биологию по программе, а в выходные узнают, что самая малая тварь — от Творца.
Писатель от Бога
Закрываю учебник с твердым желанием пообщаться с автором. На сайте Вертьянова вместо стандартного раздела с контактами есть форма обратной связи для желающих пригласить автора на лекцию. Сергей Юрьевич предусмотрительно отмечает, что люксы ему не нужны и его вполне устроит одноместный номер или келья.
Там же написано, что окончил автор факультет молекулярной и биологической физики МФТИ и что настоящая его фамилия — Вальшин.
— Вы не первая, кто интересуется этой личностью, — откровенничают в МФТИ. — Ни Вальшин, ни Вертьянов у нас не учился. Нет таких фамилий в списках выпускников!
Продолжаю поиски с полным ощущением, что Вертьянова, похоже, вообще в природе не существует. Учебник, видимо, был ниспослан с небес прямо на прилавки. В Троице-Сергиевой лавре об авторе тоже ни сном ни духом. Звоню в Институт общей генетики. Им руководил академик Алтухов, написавший предисловие. В институте при первом произнесении фамилии понимают, о чем идет речь.
— Опять этот учебник! — вздыхает пресс-секретарь института кандидат биологических наук Светлана Боринская. — Мы не можем спросить академика, действительно ли он дал путевку в жизнь пособию. Алтухов скончался в 2006 году. В его научных статьях ничего подобного нет. Вертьянов утверждает, что предисловие написано Юрием Петровичем. Но я этому не верю — «положительные отзывы» рецензентов, которые он выложил у себя на сайте, похоже, написаны им самим.
Разыскиваю автора одного из таких отзывов — известного генетика Эльзу Хуснутдинову, зав. отделом геномики Института биохимии и генетики Уфимского Научного центра РАН.
— Я написала критический отзыв! — возмущена Эльза Камилевна. — Он либо сам придумал другой текст, либо исказил до неузнаваемости мой. Да что говорить, Вертьянов даже регалии мои правильно указать не смог!
Семь бед — один ответ
В общем, личность автора оказывается не менее загадочной, чем его учебник… И тут — звонок от самого Сергея Юрьевича. Он даже соглашается прийти на эфир нашего ТВ «КП».
Вертьянов чем-то похож на свой учебник: по обложке ни за что не догадаешься, что внутри. Скромный свитер и кроссовки, светлая улыбка. И куча аргументов на все возражения.
— По госстандартам теория эволюции занимает почти четверть всей программы общей биологии, — растолковывает мне Сергей Юрьевич. — Раз уж она там стоит, давайте излагать ее адекватно! Не только общеизвестную позицию эволюционистов, но и то, что эволюции, может, и не было.
Вертьянов уверен, что лишь его книга соответствует стандартам на все сто. А в других официальных учебниках ляпов даже больше, чем у него.
— Предисловие? Сами подумайте: креационистские взгляды Алтухова и не могли появиться в научных статьях, — юлит Вертьянов. — В научном журнале «Генетика» не напишешь о подобном видении мира. Происхождение жизни в таком ключе — это философия. А Эльза Хуснутдинова? Это моя давняя знакомая! Рецензия подписана ею! Хуснутдинова далеко, в Уфе. Точнее, она большую часть времени проводит со своей генетикой в США. У меня на сайте этот отзыв стоит с подписью и печатью, все как положено.
А учеба в МФТИ? И диссертация, которой, кстати, нет в списках Ленинской библиотеки? И на это нашелся ответ. Оказалось, Вертьянов, он же Вальшин, в юности носил другую фамилию. В вузовских списках он значится под ней.
— В первый раз я менял фамилию в связи с необходимостью, возникшей в семье, где я родился, во второй раз была другая причина, — объясняет Сергей Юрьевич.
Настоящую фамилию он, впрочем, мне так и не раскрыл…
* Креационизм — мировоззрение, согласно которому наша планета и жизнь на ней были созданы Богом.
Мнения экспертов
Эльза ХУСНУТДИНОВА, академик, зав. отделом геномики Института биохимии и генетики Уфимского Научного центра РАН:
— Учебник Вертьянова для школьников вреден. То, что у него написано о происхождении видов, — кошмар. Да и в остальной части учебника есть фактические ошибки.
Светлана БОРИНСКАЯ, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института общей генетики:
— Учебник малограмотный и абсолютно не отражает состояния науки — ни сегодняшней, ни 30-летней давности. Факты перепутаны. Человек явно не понимает, о чем и зачем он пишет. Недавно я выступала как эксперт в одном телепроекте, и мы беседовали со священниками о происхождении человека. На удивление, мы совпали во мнении: нельзя науку подменять верой. Наука — это эмпирическое познание, а религия — это результат откровения. Это разные сферы жизни. Библия — это не учебник астрономии (с чем все успели согласиться со времен Галилея) и не учебник биологии, что почему-то пока еще не всем ясно. Когда мы пожаловались на некоторых авторов креационистских учебников, которые ничего не понимают в биологии, священники сказали, что те и в богословии не понимают.
Особый взгляд
Не морочьте детям голову
Теорию происхождения видов противопоставляют библейским канонам те, кто не знает истории науки. Чарльз Дарвин был глубоко верующим человеком и своими трудами абсолютно не собирался опровергать церковные догмы. Он даже похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Наверное, на уроках биологии нужно умно и взвешенно рассказывать и о креационизме. Другое дело, что наше общество из воинствующего атеизма качнулось в агрессивное богоискательство. Вот и стали возникать псевдонаучные учебники и — самое печальное — массовый спрос на них.
Написал Вертьянов (или Иванов с Сидоровым) книжку с поддельными рецензиями и откровенными передергиваниями в тексте — в конце концов это его дело. Но те, кто печатает подобную литературу тысячными тиражами, должны бы сознавать свою ответственность за умы и души подрастающего поколения.
Александр МИЛКУС
Ссылка на источник