Живая башня пустила корни в немецкой земле

Домики на живых деревьях люди строят тысячелетия, здания из дерева «мёртвого» — не меньше. Но вот создавать несущие конструкции из деревьев, продолжающих расти, научились не столь уж давно. Тем интереснее самое крупное «биоинженерное» сооружение такого рода, выросшее недавно в местечке Вальд-Руештеттен, что лежит близ Боденского озера.

Удивить мир сочетанием эстетики и экологичности живых растений со строго «запрограммированной» силовой структурой искусственного по сути сооружения решили молодые архитекторы: Фердинанд Людвиг (Ferdinand Ludwig), главный автор данного проекта, и его напарники Оливер Сторц (Oliver Storz) и Ханнес Швертфегер (Hannes Schwertfeger) из Института основ современной архитектуры и дизайна университета Штутгарта (IGMA). Эта троица является также основателями «Общества развития строительной ботаники» (Entwicklungsgesellschaft für Baubotanik), под эгидой которого и выполнялась работа.

Пользуясь оригинальной методикой, немецкие умельцы возвели «Стройботаническую башню» (Baubotanik-Tower или, в немецком оригинале, Baubotanik-Turm) — самое высокое сооружение, созданное из живых и продолжающих расти деревьев. И если баопаб использовал в своих интересах естественное мегадупло в древнем баобабе, немецкие изобретатели решили подчинить себе сам процесс развития живой конструкции.

Ещё в 2005 году выращивать дома предложили американские учёные. Но они не были первыми. Идея-то витала в воздухе. Ведь простые приёмы «управления» ростом посадок давно известны в садово-парковом искусстве.

Их развитие привело в своё время к появлению арборскульптур, среди которых можно встретить целые живые шатры и беседки, живые кресла и просто фантасмагорические фигуры. Вообще же искусство придавать деревьям желаемую форму (Tree shaping), к которому относятся такие направления, как бонсай (Bonsai) и художественная стрижка — топиар (Topiary), кажется, просто готовая основа для «строительной технологии».

На деле всё оказалось сложнее. «Деревья не хотят становиться стенами», — говорит Людвиг. Выращивание нарисованных архитектором линий в некотором роде идёт против природного стремления деревьев расти хаотично (или, если угодно, по образу фракталов) и во все доступные стороны. К тому же если вы хотите получить высокую башню из живых древесных стволов, вам придётся ждать много лет, пока саженцы вымахают хотя бы до третьего этажа. Или есть способ перехитрить естественный ход вещей?

Немецкие новаторы нашли, что ключом к живым зданиям может стать известная садоводам техника прививания, позволяющая получить единый организм из нескольких отдельных растений. В основе Baubotanik-Turm — аж 200 молодых белых (серебристых) ив Salix alba, которые позже должны срастись в единое многоствольное дерево причудливой сетчатой формы.

Схема строительства же была такова. Фердинанд и его друзья взяли пару сотен годовалых саженцев ив — тонкие прутики всего в пару метров длиной. Для придания будущей башне желаемой формы они возвели из металлических труб временные строительные леса. У их подножия прямо в грунт была высажена первая партия ив. Остальная армия разместилась на нескольких этажах башни в кадках, заполненных землёй.

Наклоняя саженцы в нужную сторону и скрепляя их, немцы сформировали диагональную решётку — будущий несущий каркас башни. При этом путём прививания архитекторы добились сращивания тонких стволов в точках пересечения. Так была заложена основа конструкции, хотя, как оказалось, главные проблемы были впереди.

Изобретатели обнаружили, что существует риск удушения саженцев крепежом, сделанным из оцинкованной стали, который после начала роста стволов мешает прохождению древесного сока. Так что архитекторам-ботаникам пришлось тщательно управлять ростом деревьев и создавать «перепускные» участки, дабы все саженцы остались живыми.

Другой проблемой оказалась нагрузка на саженцы. Точнее, отсутствие таковой (ивы ведь висят в металлическом каркасе). Выяснилось, что в таких условиях деревца не очень-то желают укреплять свои стволы. Поэтому немцы добавили в башню систему лебёдок и противовесов, которые под управлением компьютера периодически создают знакопеременные нагрузки на тонкие живые прутья. От этого последние только интенсивнее стали «полнеть». «Вдобавок деревья не хотят формировать двухмерные структуры, — поясняет Сторц, — так что мы должны заставить их подчиняться придуманным нами правилам».

Через несколько вёсен ивы должны, во-первых, основательно окрепнуть, чтобы оказаться способными нести полезный груз (платформы этажей). А главное — всем им суждено сформировать единое живое тело со сквозным прохождением сока снизу доверху. Тогда новаторы смогут удалить из башни кадки с землёй, обрезать корни всех верхних ив, а далее постепенно разобрать металлические леса. Башня останется стоять, опираясь только на собственные стволы и выпивая влагу только из почвы «под ногами».

Такой подход к построению зданий немцы считают переходом от уже известной арборскульптуры к настоящей арборархитектуре — науке, позволяющей создавать сравнительно высокие сооружения из живых деревьев. Если данная технология найдёт хоть какое-то применение в больших городах, наши душные каменные джунгли станут чуточку чище, да и просто — интереснее и приятнее на вид.

А в том, что строительная ботаника — работает, её авторы убедились не только на примере высоченной Baubotanik-Turm. В нескольких немецких городках уже растут более скромные сооружения, созданные Entwicklungsgesellschaft für Baubotanik.

Да и интерес к проекту проявляется большой. У ребят появились не только первые заказчики, но и немало партнёров, взявших на себя те или иные стороны общего фронта — от теории до банальных монтажных работ на площадке.

Тут надо отметить, что со стороны, условно, старших товарищей работу трёх архитекторов поддерживали профессора Герд де Бруйн (Gerd de Bruyn) из IGMA и Томас Спек (Thomas Speck) из ботанического сада университета Фрайбурга (Botanischer Garten der Universität Freiburg), специалист по биомеханике растений, плюс ряд других учёных. Спонсировало проект несколько компаний, а облик живой башни вырисовывался при участии скульпторов Корнелиуса и Сюзанны Хакенбрахт (Cornelius, Susanne Hackenbracht) из студии Neue Kunst am Ried.

Официальное открытие Baubotanik-Turm намечено на 19 сентября этого года, гласит пресс-релиз Штутгартского университета, но работа на этом не закончится. Entwicklungsgesellschaft für Baubotanik намерено использовать башню как долговременный эксперимент, призванный выявить все тонкости роста такого сооружения до его «зрелого» состояния, когда весь вес этажей примут на себя окрепшие стволы ив, а металлические подпорки будут окончательно удалены. По оценке немецких «революционеров», на это уйдёт от пяти до десяти лет.

В ближайших планах неугомонной компании — новые проекты. Например, они хотят построить по аналогичной методике павильон для выставок и концертов в Штутгарте. Сооружение, уже получившее имя Satellite, будет насчитывать площадь в 120 квадратных метров.

Во что всё это может вылиться — предсказать сложно. Скажем, если немецкие новаторы сетуют на трудности ухаживания за живыми стенами уже во время строительства — что же будет при эксплуатации такого здания?

Но, с другой стороны, строительная ботаника — всего лишь логичное развитие тех приёмов, которые древние люди применяли ещё при возведении шалашей. Шалаши XXI века могут теперь цвести и менять свою окраску по сезону. Они могут давать не только тень. Представьте, что в качестве стройматериала архитекторы используют фруктовые деревья. Фантастика? Нет. Всего лишь наука, скрещённая с искусством.

Живая башня в проекте и после завершения самой первой фазы проекта – высадки молодых саженцев в металлических лесах. Внизу: немецкие архитекторы надеются украсить города самыми разнообразными живыми павильонами (иллюстрации Entwicklungsgesellschaft für Baubotanik, Ferdinand Ludwig/Der Spiegel).

Ссылка на источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *