К такому выводу пришли норвежские исследователи во главе с Александром Каппеленом (Alexander Cappelen), поставившие эксперимент на основе известной «Игры в диктатора».
Во время эксперимента норвежским школьникам пришлось потрудиться, чтобы заработать деньги – а разделить их «по справедливости»
Для начала были набраны добровольцы возрастом от 10 до 18 лет, и из них были образованы пары (дети в парах не были знакомы друг с другом). Затем всем им давалась возможность заработать реальные деньги: на экране компьютеров им демонстрировались большие таблицы цифр, и каждый раз, обнаруживая определенное трехзначное число, участники должны были нажимать на кнопку. За каждое успешное обнаружение паре «капала» определенная прибыль. Разумеется, обычно один человек в паре оказывался более или менее наблюдательнее второго и действовал успешнее, принося своей команде больше денег. Но главное начиналось потом.
Одному участнику пары – «диктатору» – предлагалось справедливо разделить полученные сообща деньги. Оказалось, способ разделения явно связан с возрастом
Примерно две трети «диктаторов» в самой молодой группе (10-11 лет) делили все поровну, не принимая в расчет эффективность, ни свою, ни партнера. Однако чем взрослее добровольцы, тем яснее в них проявлялась тенденция разделять полученные средства, исходя из вклада каждого участника. К примеру, среди 18-летних лишь 22% разделили поровну, 43% больше оставили себе, мотивируя тем, что их собственный вклад «по ощущениям» был больше.
Вывод напрашивается не слишком утешительный: с возрастом мы становимся более прагматичными. К юности наши представления о справедливости меняются коренным образом, от идеала полного равенства при распределении – к идеалу «кто как работал – тот так и заработал». Если пользоваться старым лозунгом времен социалистического хозрасчета.
Ссылка на источник