Всего $20 в месяц, выкроенных из семейного бюджета, работа в свободное время без выходных и праздников, подручные материалы, помощь детей и, конечно, вера в себя. Так когда-то начинался проект, ныне готовый вылиться в интересный бизнес по продаже по всему миру персональных летающих ранцев, стоящих, как хороший спорткар. Вы готовы обойти Карлсона на повороте? Тогда в путь.
Новозеландская компания Martin Aircraft полным ходом движется к старту мелкосерийного производства удивительного аппарата — летающего ранца Martin Jetpack. Публичный дебют этой лёгкой машины состоялся в американском Ошкоше (Oshkosh) летом прошлого года. Тогда мы довольно подробно рассказали о ней. Напомним пока лишь главное: «Мартин» поднимается в небо за счёт тяги пары вентиляторов, заключённых в кольцевые обтекатели, а приводит их один бензиновый движок (топливо применяется автомобильное).
Martin Aircraft называет свою разработку первым в мире действительно практичным летающим ранцем, подразумевая его повседневное использование, простоту обучения управлению этой машиной и, на что делается особый упор, высокую безопасность.
А что в этой области теоретически бывает ещё? «Заплечные» вертолёты с классическим большим винтом над головой пилота (об их длинной истории можно прочесть тут), ракетные ранцы (вот их история, а тут можете узнать об одном из самых совершенных образцов) да всякая редкость типа ранца с крошечными турбореактивными движками.
В воздух эти аппараты поднимались. Но либо время полёта оказывалось ничтожным, либо сам полёт опасным, либо появлялись вопросы к надёжности и управляемости. В общем — экзотикой всё это и осталось, несмотря на десятилетия эволюции. Вариант персонального воздушного транспорта, предлагаемый новозеландцами, выделяется кучей параметров. И среди них потребители прежде всего оценят продолжительность полёта — до получаса.
Правда, пока не завершён весь цикл испытаний, о подлинных способностях ранца судить негоже. Тем не менее есть обнадёживающие моменты.
За прошедшие месяцы многочисленные поклонники «транспортных средств будущего» не раз высказывали недовольство: на опубликованных ранее снимках и в роликах ранец Мартина страхует в очень невысоком полёте пара «пеших» помощников, придерживающих машину за специальные поручни сбоку. Мол, без коррекции этих людей аппарат будет трудно управляем, а то и вовсе перевернётся.
И вот Martin Aircraft отреагировала на критику: пару недель назад она выпустила ролик, в котором (пусть на небольшой высоте и в помещении) показано, насколько ранец послушен в управлении.
Но и это не всё. Компания разъяснила, что её аппарату присуща естественная стабильность за счёт расположения суммарного центра давления выше центра масс машины вместе с пилотом (его положение, кстати, регулируется один раз перед началом рейса). Причём эти точки находятся одна под другой как при взгляде анфас, так и в профиль.
Таким образом, для того чтобы машина начала движение вперёд, назад, вбок или вращение на месте, необходимо создать некомпенсированную силу, для чего служат поворотные аэродинамические рули, расположенные в ниспадающем потоке, идущем от винтов. Этими пластинами и управляет пилот, именно они чуть-чуть наклоняют аппарат в ту или иную сторону, создавая горизонтальную составляющую общей силы тяги установки.
Создатели «джетпака» пишут, что во время одного из тестовых полётов пилот бросил ручки управления и машина исправно зависла на месте — удерживаясь ровно и неподвижно.
На сайте компании регулярно появляются новости, свидетельствующие о постепенном развитии проекта.
Так, в декабре 2008-го фирма получила почти $970 тысяч от новозеландского правительственного фонда исследований, науки и технологий (Foundation for Research, Science and Technology). От этой суммы ещё далеко до $20 миллионов, необходимых для развёртывания полномасштабного выпуска «джетпака». Тем не менее новозеландцы обещают, что первые 10 аппаратов будут поставлены клиентам уже в нынешнем году.
А вообще компания ведёт переговоры с более чем полусотней потенциальных покупателей, проявивших интерес к летающему ранцу. Эти люди представляют разные страны от Малайзии до Швеции. Но большинство — из США. Некая группа предпринимателей в Штатах даже высказывала идею о переносе к ним на родину производства «Джетпака Мартина», но пока об этом речь не идёт. В Новой Зеландии уже практически набрана сеть поставщиков комплектующих, — поясняет компания.
И всё же американский рынок, видимо, будет для Martin Jetpack главным. Не зря заказать новинку можно уже сейчас — но только через американское подразделение фирмы — Martin Jetpack USA (цена, как ранее и было объявлено, — $100 тысяч, предоплата 10%, срок исполнения заказа — год).
Потенциальные покупатели, как уверяет компания, оказались чётко разбиты на две группы: одни хотят приобрести Martin Jetpack для отдыха, другие — для работы, такой как поиск и спасение людей, наружная инспекция зданий и сооружений (вентиляторы в кольцах позволяют спокойно подлетать на этой машине к стенам).
Что ещё стоит узнать про аппарат? Вес пустого «джетпака» составляет 113 килограммов, максимальный взлётный — 243 кг (из них вес пилота — до 127 кг), топливный бак — 19 литров, дальность полёта — 50,7 км, максимальная скорость — 101 км/ч, статический потолок — 2,44 км (в теории, поскольку так высоко машина ещё не летала).
Заметим, очень похожий на Martin Jetpack американский Trek Aerospace Springtail в самой последней модификации, именуемой EFV-4B, обладает более солидными параметрами. Вес пустого аппарата — 170 кг, максимальный взлётный — 378 кг (в том числе пилота — порядка 128), топливный бак 46,6 литра, максималка 182 км/ч, предельная дальность полёта 296 км либо два с лишним часа в воздухе, статический потолок почти 3,5 км.
Вот только проект тот – подлинный долгострой, даром что появился немного раньше, так и не дождался ни славы, ни потока покупателей.
А ведь первый рабочий прототип этой машины осторожно оторвался от земли ещё в декабре 2001 года, а усовершенствованный образец совершил уверенный полёт без привязи ещё в 2005-м. Собственно с тех пор приятных новостей от Trek практически не поступало. Разве что в 2008 году в арсенале фирмы появился аэрокатер (мы рассказали о нём во второй части этой новости).
Может, дело в том, что более тяжёлый Springtail находится на полпути к сверхлёгким вертолётам с закрытой кабиной? И в этом плане он не очень удобен. Вроде уже и не ранец, но ещё и не полноценный вертолёт.
Новозеландская «газонокосилка» (жужжит больно громко) ближе по весу к классическим летающим ранцам (будем считать таковыми ракетные пояса, в силу их давности). Хотя на деле и её никак на спине не потаскаешь — громоздкая вещица, что и говорить. (Кстати, интересно сравнить размеры аппаратов Martin Jetpack и EFV-4B: высота 1,52 и 2,5 метра, ширина 1,68 и 3 м, длина 1,52 и 1,6 м соответственно.)
Но мы не стали бы придавать такое значение характеристикам. На наш взгляд, гораздо важнее личности, которые толкают проект от замысла к реализации. Может, дело как раз в том, что компания Martin Aircraft выросла из увлечения одного фанатичного самодельщика, который увлёк своей мечтой сначала семью, а потом и коллег по новорождённому бизнесу?
Речь, конечно, о главе семейства Мартинов, — мистере Гленне. Его жена Ванесса и сыновья Харрисон (ему 16 лет) и Вильям (11 лет) несколько лет активно помогали Мартину-старшему в работе над машиной и первыми прототипами. «Когда Гленн изложил нам идею, семья ни минуты не сомневалась, что за неё надо браться», — рассказала Ванесса.
Интересно, что первоначально работа велась по ночам в гараже Мартинов на очень скромные личные средства семьи. Секретность была такая, что дети не могли даже в школе рассказывать друзьям, над чем работает их отец.
Первым тест-пилотом «джетпака» стала Ванесса, а позднее испытания взял на себя Харрисон. Они поднимали сырой ещё аппарат в воздух без посторонних глаз. Жена Гленна, в частности, ухитрялась совмещать короткие тесты около дома с хлопотами по хозяйству — ухаживанием за подрастающим поколением Мартинов, например.
А Харрисон впервые опробовал изобретение отца в деле, будучи ещё 15-летним подростком. В то время в школе были каникулы, и его приятели хвастались, что подрабатывают в «Макдоналдсе», а Харрисон, вот обидно, не мог ответить им, что у него работа куда интереснее — он испытатель фантастического летающего ранца.
Это потом к проекту подключилась целая команда инженеров, дизайнеров, финансистов и менеджеров, а также — несколько промышленных партнёров и исследователи из инженерного факультета университета Кентербери (Mechanical Engineering, University of Canterbury). А тогда…
Ванесса вспоминает, что младший сын — Вильям — так вообще был уверен, что все отцы по ночам изобретают в гаражах какие-нибудь секретные штуковины, и был очень удивлён, узнав, что это не так.
Ссылка на источник